Словарь театральных терминов

Авансцена  (фр. avant-scene) – часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом).

Акт (лат. actus) – законченная часть драматического произведения или театрального представления; действие.

Актер (фр. acteur) – исполнитель ролей в драматических спектаклях, фильмах.

Амплуа  (фр. emploi) – своеобразная специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования (любовника, злодея, простака, резонера); в современном театре распределение актеров по амплуа отсутствует.

Амфитеатр (гр. amphitheatron) – 1) в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов; 2) в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены; 3) в современных театральных, концертных залах, цирках и т. п. – места в зрительном зале, расположенные за партером.

Анонс (фр. annonce) – предварительное краткое объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах и т. п.

Анонсировать (фр. annonce) – давать анонс, объявлять.

Ансамбль (фр. ensemble – букв, вместе) – 1) взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-либо целое, например, архитектурный ансамбль; 2) художественная согласованность исполнения какого-либо драматического, музыкального и другими произведения; 3) совместное исполнение музыкального произведения несколькими артистами (музыкантами, певцами); 4) группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив (оркестровый, хоровой и др.); 5) музыкальное произведение для ансамбля исполнителей.

Антракт  (фр. entracte, entre – между + acre – действие) – 1) перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, циркового представления и т. д.; 2) музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий оперного, балетного или драматического спектакля (музыкальное вступление к первому акту – увертюра).

Антрепренер  (от фр. entrepreneur – предприниматель) – владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. п.) в дореволюционной России и в капиталистических странах.

Антреприза (фр. entreprise) – частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п.) в дореволюционной России и в капиталистических странах.

Аншлаг  (нем. Anschlag) – 1) объявление у кассы театра, цирка, кинотеатра и т. п. о том, что все билеты проданы; 2) крупный заголовок в газете, шапка.

Арена (лат. arena) – 1) в Древнем Риме – круглая или овальная, посыпанная песком площадка в центре амфитеатра зрелищного здания, на которой происходили бои гладиаторов, конные состязания и т. п.; 2) в цирке – площадка, на которой даются представления; манеж. 

Балет  (фр. ballet, ит. balletto – от ср. лат. ballare – танцевать) – вид театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драмаический замысел; музыкально-драматическое произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы.

Бенефис (фр. benefice – прибыль, польза) –1) (устар.) спектакль или концерт, сбор с которого полностью или частично поступал в пользу одного или нескольких артистов, работников театра; 2) спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста.

Бенефициант– артист (или работник театра), в пользу или в честь которого устраивался бенефис.

Бенуар (фр. baignoire) – нижний ярус лож в театре на уровне партера (ложа бенуара) или немного выше его.

Бурлеск, бурлеска (фр. burlesque от ит. burla – шутка) – 1) бурлеск – пародийно-возвышенный, героикомический стиль; 2) инструментальная музыкальная пьеса причудливого, шутливого, грубовато-комического характера; 3) небольшая шуточная, пародийная опера, близкая к водевилю.

Бутафор (ит. buttafuori) – работник театра, занимающийся изготовлением бутафории.

Бутафория (от ит.) – предметы, имитирующие подлинные (на сцене театра, в витринах магазинов и т. п.).

Буффонада (ит. buffonata) – 1) актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; 2) шутовство, паясничанье.

Варьете (фр. variete – букв, разнообразие) – вид театра, в представлениях которого сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства с преобладанием элементов комедийности, пародии и т. п.

Водевиль (фр. vaudeville) – 1) уличная городская песенка во Франции XVI в.; 2) пьеса легкого, комедийного характера с куплетами и танцами; 3) заключительная песенка в водевиле, комической опере или комедии, обычно выражающая мораль пьесы. 

Гротеск (от фр. grotesque – причудливый, затейливый; смешной, комический; от ит. grotta – грот) – изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

Дебют (фр. debut) – первое публичное выступление на любом поприще.

Действие – 1) законченная часть спектакля, пьесы; 2) в драме и эпосе – развитие событий, составляющее основу, "плоть" сюжета (фабулы); 3) в театре основное средство воплощения сценического образа.

Декламация (лат. declomatio – упражнение в красноречии) – искусство выразительного чтения.

Драма (гр. drama – букв, действие) – 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: тeaтpy и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие общественные (конкретно-исторические и общечеловеческие) противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, Шекспир, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Шиллер, Ибсен, Шоу, О. Нил, Брехт; в России — Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, А. Островский, Чехов, М. Горький и др.; 2) один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А. Островского, "На дне" М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Драматургия – 1) совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи; 2) теория драмы; 3) принцип сценического воплощения отдельного произведения: "Драматургия спектакля", "Драматургия фильма".

Жанр (от фр. genue – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж и др.; в музыке – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др.

Жен-премьер (фр. jeune premier) – (устар.) амплуа актера, исполнявшего роли "первых" любовников.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (осоенно его исполнительскими формами).

Инсценировать (лат. in на + seena – сцена) – придать литературному произведению сценическую форму.

Инсценировка (см. инсценировать) – переработка литературного произведения для театра или кино, а также драматическое произведение, получившееся в результате этого.

Интермедия (лат. intermedius – находящийся посреди) – 1) представление, обычно комедийного характера, разыгрываемое между действиями спектакля; 2) небольшая вставная музыкальная пьеса, исполняемая между актами в опере.

Интрига (от фр. intrigue, от лат. intricare – запутывать) – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.

Комедиант (ит. commediante) – в России в XVI–XVII вв. – актер; позже – исполнитель ролей в балаганных представлениях.

Комедия (от гр. komodia) – вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации комического действия различают комедии: положений, основанных на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира); характеров или нравов – на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические ("Ревизор" Н. В. Гоголя), юмористические ("Турандот" К. Гоцци), трагикомедии. Гл. предст.: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

Комедия дель арте (ит. commedia dell' arte) – комедия масок – вид театра, получивший развитие в Италии в середине XVI – XVII вв.; спектакли строились на импровизации, буффонаде; широко использовались народные диалекты; постоянные персонажи – маски – Панталоне, Доктор и двое слуг (Дзанни) Бригелла и Арлекин – переходили из одного спектакля в другой.

Комик (гр. komikos) – актер, исполняющий комедийные роли.

Контрамарка( фр. contremarque) – 1) пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и т. п.; 2) талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему зал, на право возвращения в него без повторного предъявления билета.

Костюмер (от фр. costume – костюм) – работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актеру одеваться перед выходом на сцену.

Ложа (фр. loge) – в зрительном зале – обособленное помещение в виде небольшого внутреннего балкона, предназначенного для нескольких зрителей.

Маска (фр. masque) – накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.

Мелодрама (см. мело. + драма) – первоначально – музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой; с конца XVIII в. – драматическое произведение, отличающееся острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной направленностью; мелодрама преемственно связана с романом ужасов и семейно-бытовой драмой.

Мельпомена (гр. melpomene) – в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз, покровительница трагедии; символ сценического искусства.

Мистерия (от гр. mysterion – тайно, таинство) – 1) мистерии – у древних греков и римлян, у народов древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшихся на площадях во время религиозных празднеств.

Опера-буфф(а) (ит. opera buffa) – жанр итальянской оперы; музыкальная комедия на бытовой рюжет.

Пантомим (от гр. pantomimos – все воспроизводящий подражанием) – 1) в Древнем Риме – танцевальная сцена, передающая содержание действия и эмоции персонажей при помощи мимики, жестов, пластики, без слов; 2) актер, исполняющий такую сцену.

Пантомима  – вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом и др.

Партер (фр. parteree от par – по + terre – земля) – места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене, эстраде, экрану; в театре XVI – XVII вв. – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших классов.

Пролог (от греч. prologos – вступление) – вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.

Пьеро (фр. pierrot) – персонаж старинного французского народного театра, комедийный герой ярмарочных представлений; с начала XX в. – эстетизированный образ изысканно-печального меланхолика.

Пьеса (фр. piece) – 1) драматическое произведение; 2) небольшое инструментальное музыкальное сочинение лирического или виртуозного характера.

Рампа – (фр. rampe) – 1) осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом; 2) (перен.) сцена, театр.

Режиссер (фр. regisseur, от лат. regese – управлять) – творческий работник театра или кино, осуществляющий постановку спектакля или фильма, постановщик.

Резонер (фр. rasonneur от raisonner – рассуждать) – 1) персонаж литературы XVII –XVIII вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия других героев, высказывающий нравоучительные суждения с авторских позиций; 2) амплуа актеров, игравших роли таких персонажей.

Ремарка (фр. remarque) – 1) пометка, замечание; 2) пояснение автора к тексту пьесы (часто в скобках), содержащее характеристику обстановки действия, внешности действующих лиц, особенностей их поведения и т. п.

Репертуар (фр. repertoire) – 1) совокупность произведений, исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д.; 2) круг ролей, номеров, музыкальных, литературных произведений, исполняемых артистом.

Роль (фр. role) – 1) в спектакле, фильме – образ, воплощаемый актером; 2) весь текст, принадлежащий одному из действующих лиц пьесы, киносценария.

Скоморохи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Спектакль (фр. spectacle) – театральное представление.

Статист (гр. statos – стоящий) – актер, исполняющий второстепенные роли без слов; участник массовых сцен.

Студия  (от ит. studio – старание, изучение) – 1) мастерская художника; 2) учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов; театр с молодыми, начинающими актерами; 3) специально оборудованное помещение для ведения радио- и телепередач, для фото-и киносъемок.

Сцена  (лат. scena от гр. skene – шатер, палатка) – 1) часть театрального здания, площадка, на которой происходит представление, театральные подмостки; 2) отдельная часть акта (действия) театральной пьесы; 3) отдельный эпизод, изображаемый в романе, пьесе, фильме, картине и т. п.; 4) наблюдаемое происшествие, эпизод.

Сюжет (фр. sujet) – 1) последовательность и связь описания событий в произведении литературы; 2) в изобразительном искусстве – предмет изображения.

Талия (пр. Thaleia) – в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз, покровительница комедии.

Театр  (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – 1) род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры – гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, XVI– XVII вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства – спектакль создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Театр кукол  – вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой, Различается устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы – перчаточные, тростевые и др.). В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих – Центральный театр кукол СВ. Образцова (Москва).

Театр миниатюр  – вид театра, в котором ставятся произведения т. н. малых форм – одноактные пьесы, а также пародии, сценки, скетчи и т. п., иногда связанные общим сюжетом.

Театр теней – вид театрального зрелища, основанного на использовании плоских кукол (из картона, кожи, специальной цветной пленки), которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

Травести  (фр. travesti от travestir – переодевать) – 1) амплуа актрисы, исполняющей роли подростков, мальчиков, девочек, а также роли, требующие по ходу действия переодевания в мужской костюм; 2) вид юмористической поэзии, близкой к пародии.

Трагедия  (от греч. tragodia) – вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с XVIII в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, например: "Мещанская трагедия" (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с конца XIX в. становится актуальной трагикомедия.

Трагик  (гр. tragicos) – 1) актер, исполняющий трагические роли; 2) (устар.) автор трагедий.

Трагикомедия  – драматическое произведение, построенное на основе трагедийного (см. трагедия) конфликта, разрешение которого связано с комическими (см. комедия), несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя.

Труппа  (нем. truppe) – коллектив артистов театра или цирка.

Увертюра  (фр. ouverture от uvrir – открывать) – 1) музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т. д. (ср. антракт); 2) самостоятельное музыкальное произведение для оркестра в одной части (концертная увертюра).

Хореография (гр. choreia – пляска +... графия) – 1) искусство танца; 2) весь объем танцевальных компонентов, входящих в балет или танец.

Эпилог (гр. epilogos от epi – после + logos – слово, речь) – 1) в древнегреческой драме – заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки; 2) заключительная часть оперы, кинофильма и др.


"Шпаргалка по мастерству актера" - Зубов А.Е.

Подготовка к репетиции

ТИШИНА – УДОБРЕНИЕ ДЛЯ ИСКУССТВА. Репетиция, начатая в суете, внутренней и внешней, на суету и растрачивается. Пожалей собственное время, впустую растраченное на ерунду, реши всю мелочь заранее.

РЕПЕТИЦИЯ – ОТ СЛОВА ПРОБА. Вообще-то это слово, конечно, от французского слова repeter, то есть повторять. Вот мы и приходим часто повторять, и только. Но в славянских языках для этого занятия есть слово "проба", и это гораздо ближе к делу.Каждый раз мы что-то на репетиции пробуем - новый кусок, новый ход, новый градус игры. Так что вопрос перед началом – "Что сегодня пробовать будем? " Может, насколько закрепилось предыдущее, может, новое приспособление, может, сегодня другой партнер. Но не повторяй, а всегда пробуй.

РЕПЕТИЦИЯ – ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК. В общем-то, это про то же самое. Пробуй новое, исправляй то, что не вышло вчера, приноси новое. Только не работай магнитофоном, не повторяй так же и то же, что и вчера. Тогда вся репетиция бессмысленна.

ОШИБАТЬСЯ – НУЖНО ! Ко всем чертям страхи "а вдруг не получится", "Ой, у меня не выйдет! ". Страх тормозит все твои способности, цепенеют мышцы, сдавливается дыхание, отключается воображение, гибнет игра. Так что иди на площадку за ошибками!!

НЕ ЗНАЕШЬ ТЕКСТА – МЕЙЕРХОЛЬД НЕ СПАСЕТ. Тут исключения бывают, и мастер иногда говорит: не учи текст, пробуй ситуацию импровизационно. Но если дополнительных запретов нет - учи! Потратишь время до репетиции - будет за что схватиться в минуту жизни трудную, хоть слова выговоришь, да и с запятыми и ударениями наполовину разберешься сам, не дожидаясь окрика. Профессиональный актерский кошмар во сне: "Выхожу на сцену, а слова вылетели из головы…"

СПОТКНЕШЬСЯ НЕ НА СВЕРХЗАДАЧЕ, А НА ГВОЗДЕ. Не поленись подготовить реквизит, проверь костюм до того, а не во время того. Большинство актерских баек о страшных случаях начинаются с того, что "выхожу я на сцену, а портфель (шпагу, письмо, авоську, бутылку и т. д. ) ЗАБЫЛ!! " Не надейся на бутафора, на партнера, все проверь сам и не раз. И кстати, в новом спектакле выясни, в какую сторону открываются двери на сцене. А то бывали ТАКИЕ случаи..

ЗА ЧУЖОЙ РЕКВИЗИТ – УБЬЮТ! Никогда не трогай чужой реквизит, костюм, приготовленный для репетиции или спектакля. Я поставил трость в нужном месте за кулисами, выскакиваю на секунду со сцены - а какой-то "товарищ" взял ее на минутку поиграть! Да я его разорву на части и буду прав! И кроме того, на уровне даже биоэнергетики это мое, моим потом пропитано, моими нервами обыграно, слезами полито. И тебе моя энергетика, таящаяся в этом предмете, платке, портсигаре не поможет, только повредит. Береги свой реквизит и костюм и берегись чужого!

ОДЕВАЙСЯ ДЛЯ ДЕЛА, А НЕ ДЛЯ ЭФФЕКТА. Работать на площадке должно быть удобно: сесть, лечь, кувыркнуться - нет проблем. Режиссера ужасно раздражают заявления: "Я в этой юбке не могу встать на стул", "А можно, я эти брюки пачкать не буду? ". Зачем пришел – для того и одевайся. И то же самое дамам по поводу причесок и макияжа. Красоваться будем на спектакле!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ОБ ИСХОДНОМ. Не кидайся на сцену, как в открывшиеся двери метро; сосредоточься, возьми важнейшие обстоятельства, обнови свое знание "зачем я туда иду, чего мне там хочется? " Короче, помолчи секунду-другую и иди не из кулис, а из жизни, уже действуя!

НА СЦЕНУ ИДУТ ЗА УДОВОЛЬСТВИЕМ! Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль – скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый Театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!

На площадке, в репетиции

ДРУГОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ. Ты часто слышал эти слова - "репетируй, как в последний раз", "не береги себя" и так далее. И это действительно так, Здесь так же , как в спорте: если на тренировке не прыгаешь на метр 20, то и на соревнованиях чуда не будет. На репетиции нужно создать запас сил, приспособлений, отдачи, ярости, любви, борьбы – только тогда в сумасшедшей атмосфере премьеры ты не сорвешься. Поэтому репетируй каждый раз как последний, на своем сегодняшнем пределе. (Поверь, что это не просто красивое пожелание, за этими словами опыт многих и многих поколений актеров.)

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ НЕ УСИДИШЬ. В каждом событии у тебя может быть только одно действие, одна цель. Только к ней единственной! Если начнется: "Вообще я ее люблю, но и ненавижу немножко, и завидую чуть-чуть…" и ты попытаешься сыграть все сразу - действие рассыплется. Все прочие определения – только окраска единого действия. Прогоняю, унижаю, соблазняю, спасаю – но что-то одно!

НЕ ИЗ КУЛИС И НЕ В КУЛИСЫ. Я появляюсь на площадке не с нуля, жизнь моя в обстоятельствах начинается еще там, за сценой. Выноси на площадку ритм, дыхание, задачу и действуй! И с уходом за кулисы жизнь не заканчивается, я иду бороться, радоваться, встречаться – иду продолжать действовать! Поэтому не из кулис в кулисы, а из жизни в жизнь прохожу я по площадке сцены. Классический анекдот: режиссер спрашивает актера "С чем ты выходишь на сцену? ", а тот отвечает: "С авоськой. " Так не с авоськой, а с задачей, с верой в обстоятельства, в дело, к партнеру! И ухожу тоже к партнеру, другому, с другой задачей. Внешне нарушение этого правила проявляется в том, что актер выходит на сцену, глядя в пол, и уходит, глядя под ноги, чтобы не столкнуться в темных кулисах. Но для зрителей-то там не кулисы, а ЖИЗНЬ! Так что иди жить, а значит – смотри в глаза партнера.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ? Если в сцене, в эпизоде что-то происходит, а это обязательно, я ухожу не таким, как пришел. Я меняюсь здесь, на глазах зрителей и партнеров – обрадован или разозлен, заинтригован или успокоен. Поэтому всегда вопрос себе : а что меняется во мне (да и в других), каким я пришел и каким уйду?

УВЛЕКАЯСЬ ЗАДАЧЕЙ, ЗАБЫВАЕШЬ ЛИШНЕЕ. На сцене все мешает: стулья вместо мебели, яркий свет, картонные яблоки, зрители, страх, влюбленность в костюмершу и так далее. Справиться со всеми помехами можно только подлинно заразившись задачей, зациклившись на партнере, вцепившись в цель, которой добиваюсь. Тогда все прочие проблемы уйдут на второй план, перестанут отвлекать от главного.

АЗАРТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ! УВЛЕКИСЬ СЕЙЧАС !! Репетиция – не примерка в ателье: тут когда-то будет карман, тут воротничок попозже пришьем, а рукава будут через неделю. Сегодня есть цель - и добивайся ее на пределе, до конца. Да, текст держит, да, мизансцены никакие, да, костюмов и реквизита еще нет, все это мешает. Но подлинность и азартная увлеченность целью – смысл репетиции. Иначе все вхолостую! Либо ты включаешься в борьбу через партнера до конца, весь твой организм пробует все на пределе, либо убирайся с площадки, все бессмысленно. Аналогия с той же спортивной тренировкой: либо я тренируюсь, прыгаю на пределе, либо… На кой тогда приходить в спортзал?! И не жди прогонов, премьеры – чего не было на репетиции, того не будет и там. Из ничего и выйдет ничего. Так что в поступке – ДО КОНЦА!

НЕ ЗНАЮ, ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ. ГОТОВЛЮСЬ К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ. Ты знаешь текст, знаешь, что партнерша сейчас повернется и заплачет. Но настраивайся на противоположное, готовься к обратному! Тогда твоя оценка происходящего будет живая, сиюминутная, тогда отключится "мотор" и ты все воспримешь как живое, сиюминутное, неожиданное. Знаю, что окликнут справа – поворачиваюсь влево; знаю, что сейчас поругаемся – играю страстную любовь. Все знаю – и ничего не знаю! ВСЕ – ВПЕРВЫЕ!

НЕ СЛЕЗЫ, А БОРЬБА С НИМИ. Интересно преодоление препятствий, а не "поддавание" страстей, не головная боль, а борьба с ней. Ищи не комфорт, не "масло масляное", а борьбу, препятствие, чтобы в преодолении его проявился Ты, твоя энергия, темперамент и характер.

НЕ РВИ СТРАСТИ, ОСТАВЬ СЕБЕ НЕМНОЖКО. Из неукротимого желания молодого актера уж "сыгррать так сыгрррать! " в сильной сцене рождается желание "поддать" страсти, напора, энергии. И он наигрывает, "жмет". Опытный же актер играет как бы не до конца, у него еще остается кое-что внутри, он не выплескивает наружу все, что накопил. И эта сдержанность производит гораздо более сильное впечатление, создает масштаб личности: у него такие дела, а он еще находит силы сдержаться! И наоборот, когда мы стараемся произвести впечатление, "разъясняем" зрителям, что я тут на грани безумия - сразу возникает напряжение, фальшь, неправда. Чем сильнее переживание, тем СДЕРЖАННЕЕ стоит его играть.

СКРЫВАЙ ИЗНАНКУ, ОШИБКУ. Мало ли что произойдет – забыли текст, спутали мизансцены, не вовремя вышел герой и так далее. Ни в коем случае не ойкай, не показывай зрителю, что ошиблись – "у нас все так и задумано, все идет, как должно". Публика съест все, что бы ни происходило, любой бред, если ты будешь вести себя как ни в чем ни бывало. Покажешь изнанку платья, засмущавшись,- захихикают; будешь носить все платье шиворот-навыворот, но невозмутимо – решат, что это новая мода. С этим связано и следующее правило:

ВЕРИШЬ ТЫ – ВЕРИМ И МЫ. На этом вообще построен театр: мы сопереживаем тому, во что верит, чем живет актер. Отношусь я к горбатому, кривому партнеру, как к красавцу, - и зал поверит в это; смотрю на красавца-партнера тусклым глазом – и все слова о великой любви летят в пустоту. Так что это не Станиславский "не верит", это актер не верит в обстоятельства, не берет их, не живет ими.

НАКАПЛИВАЙ! За время репетиции тебе необходимо стать богаче – в эмоциях, в приспособлениях, в импровизации, во внимании, во внутренней речи – словом, во всем, что ты пробуешь. Если ты остался на прежнем уровне – грош цена потерянному времени. Задай себе вопрос: что я накопил сегодня, чем стал оснащеннее, в чем разбогател? Много ли, мало ли, но накопить необходимо!

Физическое поведение

СВОБОДУ МЫШЦАМ!! Доведи процедуру освобождения тела до рефлекторного, подсознательного, постоянного процесса, вроде дыхания, о котором не думаешь. Когда ты на площадке, думать об освобождении уже поздно, тело уже должно быть свободно, открыто, в рабочем самочувствии. Расслаблением, освобождением мышц надо заниматься ДО того, а не ВО ВРЕМЯ того, как ты встречаешься с партнером. "Зажатое брюхо к искусству глухо! "

ДОЛОЙ "КВАЗИМОДОВ" СО СЦЕНЫ!!! Это просто кошмар, до чего современные молодые горбаты! 10 лет вполне средней школы сделали свое черное дело, но хватит, пора прекратить шествие согбенных Джульетт и Ромео по сцене. ВЫПРЯМИСЬ, и пусть это будет всегда! Как и в технике речи, думать о прямизне на площадке уже поздно, готовь тело в перерыве, дома, на улице, в метро, чтобы на сцене ты был (а особенно была!) строен и прекрасен, каким тебя и создала мать-природа.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ = ПОСТУПОК. Большинство неопытных актеров, когда что-то не так на сцене, не хватает уверенности, начинает подменять активную внутреннюю жизнь внешней активностью. Проще говоря, они начинают метаться по сцене, надо ли, не надо, лишь бы "что-то делать", в смысле – двигаться. И этим продают себя напрочь! КАЖДОЕ движение, перемещение на сцене есть ПОСТУПОК! И если ты не знаешь, что делаешь движением, то ты бессмысленно мечешься по сцене, рождая в зрителе одно чувство – дикое раздражение, желание крикнуть: "Да встань ты на месте!" Хороший актер не суетится!

НА ПОЛУ НИЧЕГО НЕ НАПИСАНО! Когда неуверен, когда не знаю, что делать, когда не привык общаться с партнером, а с залом страшно,- куда смотреть? Правильно, в пол! Вот и ходят эти актеры по сцене, считая гвозди в планшете, имитируя глубокие раздумья. А ведь зеркало души - г л а з а! Так оторвись от пола, возьми глаза партнера – и вместе мы эту телегу обязательно потянем! И зал все прочтет по нашим взглядам, которые мы не будем прятать в пол.

ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ЗРИТЕЛЯ. Хотя есть у актеров и актрис потрясающе выразительные спины и прочие точки сзади, но лицо, глаза все-таки симпатичнее и умнее. Выработай в себе привычку: удобно или нет, коротко или длинно, но все повороты, развороты, смены ракурсов, перемещения делать так, чтобы зритель видел тебя больше спереди; не спиной, а через зрителя.

НЕ СТОЙ НА ЗАДНЕЙ НОГЕ. Выражение образное, а суть его в том, что ноги – проводник энергии, "орган воли", поступка. И когда актер стоит на сцене на расслабленных ногах, отставив кокетливо переднюю ножку, совершить мощный, решительный поступок ему нечем, воли не хватит. Поэтому всегда, как хищник в лесу, будь готов к броску, к поступку. А если и расслабляешься, то только для последующего действия. Короче говоря, на сцене не отдыхают!

ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ. НЕ ЛЕПИСЬ К ПАРТНЕРУ! Сцена огромна, места даже на учебной площадке навалом, но пугливый студент обязательно лепится в кучку, поближе к партнеру. И сразу нет выразительной мизансцены, нет полета слова, нет большого поступка – все превращается в какие-то микропоступочки, игру в бирюльки. Старайся заполнить площадку целиком, взять большое пространство. Это, кстати, и твою энергию укрупняет, делает тебя выразительнее.

ПАРТНЕР – ЛИЦО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ. Не хватай его руками, не отрывай пуговицы на одежде. Прикосновение – сложнейший и деликатнейший поступок, он оправдан только при крайней необходимости. Если можешь обойтись как-нибудь иначе - взглядом, словом, внутренним импульсом - не лапай его руками! И к этому же – НЕ РАЗГОВАРИВАЙ РУКАМИ! Понятнее не станет, только прибавится грязи и суеты на сцене. Скажи душой, глазами, словом, и только в крайнем случае – прикоснись.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ – САМАЯ СКУЧНАЯ. Зрителя интересует, захватывает борьба, преодоление препятствий. Именно в преодолении проявляется энергия персонажа. И хороший актер сам старается найти себе препятствия: и внутренние – обостряя обстоятельства, и даже внешние – подойти к партнеру не по прямой, а отодвинув стул, отшвырнув шляпу по дороге, открыть "трудно" открывающуюся дверь и так далее. И само перемещение по сцене чем сложнее, чем "непрямолинейнее", тем выразительнее. В жизни мы бежим от трудностей, хотим все сделать быстро, пройти прямо. На сцене же – все наоборот. Таковы особенности выразительности в нашем деле.

ДЕКОРАЦИИ – ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ!! Ужасная актерская небрежность – прикасаться к кулисам, к декорациям, ходить, задевая их, еще и прислоняться. Все это матерчато-реечное великолепие начинает ходить ходуном, стены старинного замка идут волнами, скалы сотрясаются, и в результате – жизнерадостное хихикание зала. Да, мы все знаем, что камень на сцене картонный, а дерево написано на куске ткани. Но разрушая маленькую иллюзию, мы гробим и более важные обстоятельства, если нам не верят в малом – не поверят и в большом. Поэтому относись к кулисам, как к проводам высокого напряжения, держись от них подальше.

ЖЕСТ ДАЛЬНЕЙ РУКОЙ. Когда ты стоишь в профиль и надо на что-то указать, сделай это дальней от зрителя рукой. Тогда ты не перекрываешь себя, зритель не теряет твои глаза. Это не всегда удобно, но если выработать такой рефлекс (как и поворот через зрителя), то ты всегда будешь выразителен и открыт.

ОТКРЫВАЙ ПАРТНЕРОВ. Ты впереди, они сзади – чувствуй их за собой, выбери место, где и ты открыт, и партнеров видно. Этот навык надо тоже вырабатывать до автоматизма, чтобы при переходе по сцене или при статичной мизансцене видны были все.

УЛЫБАЯСЬ, ПОЕЗД НЕ ДОГОНИШЬ. Улыбка – сильное оружие на сцене, она нужна в особых ситуациях, как отдельный поступок специального назначения. Если же актер, а чаще актриса, без конца бродит по сцене со ртом до ушей, то очень быстро мы начинаем сомневаться в умственных способностях персонажа. Перефразируя великую актрису, запомни: "Улыбка – страшная сила! " И не стреляй из пушки по воробьям, БЕРЕГИ УЛЫБКУ!

НЕ ХЛОПОЧИ ЛИЦОМ. Вечная проблема начинающих – стремление все сыграть мимикой, глазами, ртом, носом, даже ушами. Оставь лицо в покое! Когда ты веришь в обстоятельства, когда ты воспринимаешь партнера, когда тебе нужно делать что-либо – хлопоты физиономией только отберут лишнюю энергию и исказят до безобразия твой прелестный облик. Когда ты живешь искренне на сцене, лицо само отразит твою внутреннюю жизнь настолько, насколько нужно – не больше и не меньше. Благородная сдержанность – мощное оружие таланта.

Слово

НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ – ГОВОРЮ! Слово – не самоцель, это всегда лишь СРЕДСТВО для достижения цели. Цель – в партнере. И только когда слово необходимо, когда без него никак - только тогда ты на него имеешь право. Необходимость слова, фразы, монолога должна РОЖДАТЬСЯ из взаимодействия, и ни в коем случае "потому, что дядя автор написал".

ГОВОРЮ НЕ УХУ, А ГЛАЗУ. Смысл общения в том, чтобы партнер стал смотреть на мир моими глазами, оценивать все, как я. Можно сказать, что мы все время убеждаем партнера. А это значит – передаем ему свои видения, заражаем его своим взглядом на вещи. Так что накопи свои видения в себе – и передай ему, чтобы он стал смотреть твоими глазами, чтобы стал относиться ко всему, как ты. Чтобы он не услышал, а у в и д е л !

МЫСЛЬ ОПЕРЕЖАЕТ СЛОВО. Суть ясна – сначала подумай, найди слово, роди его, а потом уж работай языком. Одна из самых частых ошибок на сцене – когда заученное слово опережает мысль.

ПАУЗА – ПРОДОЛЖЕНИЕ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ. Начинающий актер или боится пауз и лепит все в одну дуду, либо изображает в паузе "глубокомыслие" и долго молчит, бродит по сцене, а потом говорит какую-то мелочь. Пауза всегда ДЕЙСТВЕННА, это либо поиск поступка, поиск слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и так далее. Но если в паузе нечего делать – долой паузы!

СЛЫШНО, КОГДА ДЕЙСТВУЕШЬ. Когда режиссер кричит "громче! ", это значит, как правило, что ты просто-напросто потерял цель, не пробиваешься к партнеру, не действуешь. Если ты увлечен по-настоящему целью, подлинно хочешь чего-то от партнера, азартен и внимателен – тебя всегда услышат (конечно, если ты не проспал все занятия по технике речи на первом курсе). Так что залог внятности – не в твоих связках, а в партнере!

ГВОЗДИ ЗАБИВАЮТ НА СТРОЙКЕ, А НЕ В ТЕКСТЕ. Речь идет все о той же многоударности, когда после почти каждого слова, каждой фразы ставится жирная точка, как забитый гвоздь. Мысль рвется, перспектива действия отсутствует, все действие ограничено одной фразой, и куда же тянется пресловутая "макаронина", какая мысль, слово, видение является главным – полное недоумение. Действие стоит на месте, не развивается, и, несмотря на четкую дикцию, внятную речь, мы тихо дремлем. Не забивай точки, как гвозди, в каждой фразе, тяни мысль в перспективу к главному понятию! И с этим же связано следующее:

УДАРЕНИЕ ТОЛЬКО ОДНО (глагол, перечисление, противопоставление). Это относится и к одному слову, и к фразе, и к целому монологу. В слове ОДНО ударение, причем грамотное. Так что не пожалей денег, купи словарь ударений русского языка, и перед первым прочтением роли на труппе проставь галочки, меньше проблем будет. Во фразе, в предложении тоже только ОДНО слово главное. Нарушение этого правила называется многоударностью и затуманивает смысл фразы. И в развернутой реплике, и в длинном монологе все равно есть ТОЛЬКО ОДНА главная мысль, к которой, как к магниту, тянутся все прочие слова, многоточия, паузы. Научись выделять и держать внутри эту главную мысль, стремиться к ней, как стрелка компаса к северу – и твоя речь любого объема приобретет направленность, перспективу, в ней появится смысл (однокоренное с "мыслью").

СЛОВО ИЛИ РОЖДАЕТСЯ, ИЛИ ПРОБРАСЫВАЕТСЯ. Возможно, это спорно или вульгарновато звучит, но для меня есть два подхода к звучащему слову. Или оно сложно, с паузой, с мыслью ищется, подбирается, рождается, и тогда это смысловое, главное, ударное слово или мысль. А вот проходной текст – он и есть проходной. Его, конечно, должно быть слышно, понятно, он должен долететь и до партнера, и до последнего ряда зала, но смысловая нагрузка его мала, он только готовит главное, основное, смысловое понятие. Поэтому "забивать гвозди" в нем, жирно ставить точки, подчеркивать ударения – значит запутывать зрителя и партнера, растворять смысл в многоударности, сделать текст труднопонимаемым. Так что на уровне ремесла – или рожай слово в муках, или готовься во многих словах наконец сказать главное, не особо затрачиваясь на проходные. Держи перспективу!

Партнер

ПАРТНЕР – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ!! Все, что ты сможешь сделать на сцене, ты сделаешь только через него или не сделаешь вообще. Так что выше всего ценятся у профессионалов партнерские отношения. Хорошего партнера берегут, прощают ему (если есть что), стараются попасть в "его" состав. И очень часто твои собратья по сцене предпочтут более слабого индивидуально, но командного, "партнерского" актера видеть рядом. А вот "гениев", даже вполне настоящих, признанных, но играющих в одиночку, тянущих одеяло на себя и заворачивающихся в него, стоя в центре – "а вы, прочие, как знаете", - творящих на себя, а не на партнера,- таких на театре оч-чень не любят и при случае с удовольствием сделают такому какую-нибудь каверзу, на которые театр так изобретателен. И в чем-то будут правы…

ТВОРЯТ СРЕДИ СВОИХ. Атмосфера репетиции и спектакля особая. Все обострено, все воспринимается иначе, чем за дверью, в коридоре. Легкая хохма, которую спокойно "съели" бы в другом месте, здесь вызовет слезы, обиду и ссору на всю жизнь. А деликатные сцены, а любовь, а когда что-то не выходит на микронном уровне души? Тут не то что улыбка, тут дыхание рядом сидящего – что кирпич по голове! Недаром актеры любят "парные", малочисленные репетиции, когда никого вокруг, только я и партнер (ну режиссер не в счет, он вообще существо особого свойства). И если уж ты сидишь на репетиции и ждешь своей очереди, воистину будь тише воды, ниже травы. Только в безопасности, в доверии может приоткрыться твой партнер и ты сам, и тогда рождается что-то Настоящее. Ну и уж конечно –

НАСМЕШКА УБИВАЕТ НАСМЕРТЬ! Когда я на пределе внимания ловлю душу партнера и кто-то в репзале улыбнулся – это надо мной! И все оправдания потом ничего уже не изменят – да это я не про тебя, я просто так, я анекдот вспомнил – все уже пошло к чертям! Восстановить атмосферу репетиции невероятно трудно, а то и невозможно. Так что в ожидании выхода на сцену спрячь все реакции во внутренний карман! (Конечно, бывает и комедийный репертуар, там все с точностью до наоборот, и все же…)

НЕ ТЯНИ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ. Возможно, тебе еще почти ничего не ясно в сцене, у тебя куча предложений, тебе режиссер нужен на ближайшие полгода больше, чем зарплата – но вокруг сидит не просто очередь, это твои Партнеры, и у них не меньше проблем к режиссеру, чем у тебя. И превращать общую репетицию в свою личную – это театральное хамство. Что-то спросишь потом, до чего-то дойдешь сам, что-то услышишь в работе с другими.

ИЗВИНИСЬ! Всякое бывает и на сцене, и в жизни: и резкость, и срыв, и ошибка. Извиняться неприятно, да иногда кажется – и зачем? Все поняли, что я не нарочно, завтра же все забудется, и вообще это мелочь по сравнению со сквозным действием. И все же – преодолей себя, извинись, если ты не прав или хотя бы не совсем прав, и уверяю тебя, это оценят как серьезный твой личностный поступок. Таких людей уважают.

НЕ ОБВИНЯЙ ПАРТНЕРА!! Никогда и ни в чем не обвиняй! Во-первых, это не твое право, для этого есть режиссер, а ты такой же актер, как и твой соратник. Во-вторых, если партнер хороший, он и сам знает, что ошибся, и постарается исправиться. Если он чего-то не понял – попроси, посоветуй, предложи, уговори, пошути. Но ругать, обвинять своего же товарища НЕ СМЕЙ НИКОГДА! Кроме скандала, испорченных отношений, уничтоженной атмосферы репетиции ты не получишь ничего. И при самых грубых его ошибках помни заповедь: ПАРТНЕР – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НА СЦЕНЕ, тебе с ним идти в бой с залом. Есть у актеров высший комплимент: "Он хороший партнер". Такое звание гораздо выше, чем "хороший актер", чем все Заслуженные и Народные. Если о тебе такое скажут когда-нибудь – жизнь на сцене Ты прожил не зря!

счетчик посещений

К началу